Это эмблема нашей библиотеки Муниципальное бюджетное учреждение "Централизованная библиотечная система" Ядринского района
 
Новости

На главную


Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль


 


 

 


Август

22 августа "Флаг державы — символ славы"

Ежегодно 22 августа в России отмечается День Государственного флага Российской Федерации. Это праздник всех поколений россиян, дань уважения истории великой страны.
В Верхнеачакской сельской библиотеке  оформлена книжная выставка «Флаг державы — символ славы», на котором представлены книги для всех возрастных категорий и посвященные государственным символам России.
Посетители библиотеки познакомятся с книгами по истории Российского флага, из которых узнают о том, как изменялись цвета знамени российского государства и с чем были связаны такие перемены.
Каждый человек, любящий свою Родину, должен знать символы своего государства. И лучшие помощники в этом – книги!

 

21 августа Ядрин. Листаем страницы истории "Находка библиотекаря. Город Ядрин глазами художников"

Тихий Ядринский дворик знакомый
Белый Свято-Троицкий собор
Устремлен к облакам невесомым.
Летних кленов зеленых убор.
Чуть заросшая вьется тропинка
На восток, на ядринский Арбат.
Пахнет пылью тонкая былинка.
И сирени старой аромат
Воскрешает в памяти былое....
(Н.В. Мазюкова "На сюжет картины К. Долгашева "Ядринский дворик")
Рекомендуем посетить Чувашский государственный художественный музей, выставку "Природа во мне - начало мироздания (К 50-летию Константина Долгашева)"

20 августа Ядрин. Листаем страницы истории "Купечество города Ядрина Казанской губернии (1646 - 1917 гг.)"

Изучая мещанское сословие накануне Октябрьской революции, краевед Арсений Васильевич Изоркин, невольно обратил внимание на любопытный факт. "Горожане представляли замкнутое общество. Так, в 1906 г. в Ядрине зафиксирован 381 мещанский двор, а все сословие в целом носило всего лишь 90 фамилий. Одни роды представляли собой мощное ветвистое дерево. Ровно 100 семей носило всего-навсего 4 фамилии: Щетининых оказалось 29, Абакумовых - 25, Бурашниковых - 24, Щепетовых - 22. За ними шли Аникины (13 дворов), Гущины и Тетерины (по 11), Еремины и Шмелевы (по 9), Долбиловы (8), Крынецкие и Мухортовы (по 6), Егоровы, Заболотные, Макаровы, Мохневы, Поляковы, Пономаревы и Ушаковы (по 5). В 4 дворах жили Бритвины, Виноходовы, Шадрины и др. (всего 14 семей), по 3 семьи зафиксированы Байбухтины, Быковы, Мордвиновы и др. (также 14 фамилий).
Для выяснения родословной многих из них очень кстати оказались перепись посадского населения и монастырских крестьян Ядрина в 1646 г. и так называемые "Ядринские акты" - деловая переписка. К 30-м годам XУII века посад при крепости Ядрина только сложился (в 1638 г. здесь было 53 двора (III душ мужского пола)). К 1646 г. в Ядрине стало 113 дворов (367 мужских душ).
Посад при крепости-городе развернулся на месте чувашской деревни Ядрино, однако посадских людей трудно определить по национальному признаку, т.к. при крещении инородцы - чуваши получали наиболее распространенные русские имена и фамилии. Таковые - Ивановы, Павловы, Гавриловы, Ипатовы, Федоровы, Тимофеевы, Васильевы и т.д. - зафиксированы упомянутой переписью. Лишь в нескольких фамилиях: Байбахтин (Пайпахта), Токсубаев (Токсупай), Шайбулатов (Шайпулат) сохранились старинные чувашские личные имена. Их, коренных насельников, при приходе русских было довольно много, однако со времен, живя вместе и служа стрельцами, чуваши обрусели. Другая часть посадских людей - выходцы из верхневолжских городов.
В переписи зафиксированы родоначальники многих семей, оставившие свои фамилии на будущие столетия - Бориско Долгов, Сенька и Ивашка Мохневы, Филька и Ивашка Ушаковы, Митька Мордвинов, Костка и Ивашка Латышевы, Калинка Щетинин и т.д.
В XУII веке именитые купцы в Ядрине не отмечены, хотя торговцы безусловно были как и во все времена. Основным занятием горожан было земледелие (город сохранил за собой прежние земли местных чувашей) да мелкая (выборная) служба при воеводской канцелярии - целовальников, приставов, подьячих, рассыльщиков, толмачей, старост и т.д. В документах, составленных в 70-80 гг. XУII века, встречаются знакомые и незнакомые (новые) фамилии: Ивашка Мордвинов, Еська и Митька Засыкины, Васька и Петрунька Бурашниковы, Алешка и Матюшка Байбахтины, Васька Щетинин, Ивашка Виноход, Тишка и Ивашка Коротовы, Симка Шайбулатов и не менее два-три десятка других людей.
К началу XУII века некоторые ядринцы (в основном целовальники), занятые сбором ясачного хлеба среди чувашских государственных крестьян, разбогатели, занялись хлебной и иной торговлей. Они, как верхушка посадского населения, являлись "горожанами первостатейными: добрыми, пожиточными и умными". Один из них, бывший целовальник Ивашка Коротов, "первостатейный купец", был зачислен в гостиную сотню - в привилегированную корпорацию русского купечества. Его сын С.И. Коротов в 30-40-х гг. XУIII века являлся бургомистром города. Они промышляли мукой. Тогда же в разряд первостатейных вышли И.Е. Засыпкин и его сын А.Е. Засыпкин - владельцы винокуренных, кожевенного и салотопенного заведений. Владели собственными мельницами в уезде и торговали мукой Василий Беляков, Андрей Мохнев, Федор Макаров и некоторые другие. В 1767 г. широкую торговлю вели 54 купца (двое Беляковых, Пономаревых, Бритвиных, Долговых, Мохневых, Шадриных и т.д., трое Щепетовых, П.Я. Щетинин, В. Тетерин, П. Виноходов, И. Мельников, Г. Байбахтин (Байбухтин), И. Бурашников и др. В 1795 г. (У ревизия) сословие купцов Ядрина состояло из 403 душ обоего пола (а все население города - 1431 чел.).
За последующее полвека роль купечества Ядрина резко упала. За активное противостояние пугачевцам и удачную оборону города от них Беляковым и Засыпкиным пожалованы звания потомственного дворянина. В дальнейшем они торговлей не занимались. Некоторые купцы в ходе восстания Пугачева лишились мельниц и других заведений в чувашских селах и разорились. После сильного пожара 1843 г. в городе в сословии купечества сохранилось всего 29 чел. (включая 18 женщин). Разоренные торговые люди вернулись в разряд мещан.
Только после 70-х гг. XIX века в Ядрине оживилось торговое предпринимательство. Торговые люди появились в одном роде Бурашниковых (торговля лесными материалами), Мордвиновых (мануфактура), Тетериных (хлебобулочные изделия), Макаровых (винная торговля) и некоторых других. Из пришлых купцов в Ядрине и под Ядрином закрепились Ашмарины и Таланцевы. Как предприимчивые буржуа, купцы занимали руководящие должности как в уездном земстве, так и городской управе, представляли свой уезд в губернских учреждениях.
Из среды купечества вышло немало талантливых людей (Н.Д. Мордвинов, Н.И. Ашмарин, В.К. Пономарев и т.д.)".
(по материалам Ядринского районного архива) В Ядрине много достопримечательностей. Самой загадочной из них является "Мышкин сад". Откуда же пришло к нам название этого парка?
Мышкин Алексей Александрович, коллежский асессор, с 1905 года работал начальником почтово - телеграфной конторы в г. Ядрин. Мышкин А. А. являлся "последним почтмейстером перед Великой Октябрьской социалистической революцией. Почта располагалась на фамильной земле Мышкиных, на пересечении улиц 50 лет Октября (ранее Сиротской) и ул. Герцена, примерно на том месте, где сейчас находится магазин "Авто мир".
В Ядрине по сей день сохранился парк, который ядринцы называют "Мышкиным садом". Этот сад и три дома принадлежали Мышкиным. После революции Алексей Мышкин был снят с должности почтмейстера, а здание почты было разобрано и увезено в с. Аликово. Почта была переведена на улицу Троицкую (ныне ул. К. Маркса), в здание, которое было построено в 1896 г и первоначально принадлежало помещику Енаульеву, а затем исправнику Меньшикову. Во владении Мышкина Алексея остались два дома и огромный сад, в котором росли редкие породы деревьев, а также яблони, груши.
По воспоминаниям соседки Мышкиных, Галины Ивановны Гущиной (Мордвиновой), Алексей Александрович до Великой Отечественной войны работал в Ядринском дорожно- эксплуатационном участке, база которого находилась при въезде в г. Ядрин, в здании, известном как "Дом колхозника". Во время Великой Отечественной войны и до самой старости Алексей Александрович Мышкин нигде не работал, жил на средства, которые получал, сдавая один из своих домов эвакуированным. Когда Алексей Александрович постарел, к нему из Казани приехала сестра Татьяна Александровна. Умерли они в начале 70-х гг. Оба похоронены на кладбище в с. Стрелецкая. (Из воспоминаний Галины Ивановны Гущиной (Мордвиновой) от 19 февраля 2015 г., по рассказам её родителей)
(по материалам книги "Связь времен. История развития почтовой связи и электросвязи в Ядринском районе, Ядрин, 2015)
Рекомендуем прочитать:
Адрес-календарь Казанской губернии на 1905 г.
https://rusneb.ru/catalog/000200_000018_RU_NLR_DIGIT_..
Адресная книжка Казанской губернии на 1900 год https://rusneb.ru/catalog/000200_000018_RU_NLR_DIGIT_..

14 августа "Находка библиотекаря"

К юбилею города Ядринская центральная библиотека представляет альбом "Ядрину - 400 лет (1590-1990)" подаренный старожилами города и активными читателями библиотеки - Светланой Александровной и Николаем Витальевичем Горячевыми. В семейную реликвию вошли вырезки, собранные отцом Светланы Александровны - Скребковым Александром Степановичем, которые на протяжении нескольких лет собирал материалы по истории города. Здесь приводятся статьи, напечатанные в газете "Знамя труда" за 1990 год, когда наш город Ядрин отмечал большую дату - 400 лет, есть статьи и за более поздний период.

 

 

 


13 августа "Сладкий дар природы"

Сегодня Медовый Спас - один из крупнейших православных праздников. Именно в день этого праздника, который также именуется Маковеем, вступает в силу Успенский пост, установленный в православии на честь Успения Пресвятой Богородицы.
В церковном календаре Медовый Спас записан как "Происхождение честных древ животворящего Креста Господня". Согласно преданию, когда-то частица креста, на которой распяли Иисуса, спасла от страшной эпидемии жителей Константинополя. Наши предки окунули святыню в воду в водоемах, тем самым остановив эпидемию. Отсюда и пошло название "Спас", ведь связано оно со Спасителем, которого чтят в день праздника.
В Ядринской центральной библиотеке в этот день развернулась книжная выставка "Сладкий дар природы", посвященная празднику. На выставке представлена литература о меде, медолечении, а также подобраны рекомендации для специалистов - пчеловодов.
Ядрин - родина знаменитого актера академического театра драмы им. Моссовета, заслуженного артиста СССР, трижды лауреата государственной премии, лауреата Ленинской премии Николая Дмитриевича Мордвинова.
Здесь он родился, здесь прошло его детство и юность, здесь он учился и впервые вышел на сцену. Всенародную славу актер обрел в столице, но именно в Ядрине была сыграна его первая маленькая роль в домашнем спектакле.
Им создана целая галерея ярких образов. Он тяготел к героико-трагедийным образам, создавал характеры сильных, незаурядных людей, воплотив в них большие мысли и глубокие чувства, благородные черты, олицетворение времени: это Отелло и король Лир по пьесам В.Шекспира, генерал Огнев ("Фронт" А.Корнейчука) Яровой ("Любовь Яровая" К. Тренева) Мурзавецкий ("Волки и овцы" А. Островского) и другие. В кино талант Мордвинова тоже нашел свое воплощение в кинофильмах "Последний табор" - цыган Юдко, "Богдан Хмельницкий "- Богдан Хмельницкий, "Котовский" - Котовский, "Парень из нашего города" - Васнецов, "Смелые люди" - Кожин, "Когда улетают аисты" - Славко Бабич.
Четверть века работал Н.Д.Мордвинов над образом Арбенина по драме Лермонтова "Маскарад". Более 300 раз сыграл артист свою любимую роль. И до настоящего времени образ князя Арбенина, созданный Мордвиновым считается театроведами лучшим образом, никем непревзойденным Арбениным.
Информационно-методическим отделом центральной библиотеки г. Ядрина создана виртуальная выставка "Имя русского артиста", посвященная творчеству Николая Дмитриевича Мордвинова. На этой выставке представлены не только фотодокументы, биография актера, библиография, но и воспоминания современников о юном Мордвинове.

12 августа "Визит поискового отряда "Искра" в библиотеку"

Центральную библиотеку г. Ядрина посетили члены поискового отряда "Искра" (г. Чебоксары). Визит молодых поисковиков в библиотеку был запланирован и имел определенную цель - сбор фактографического материала по строительству Сурского оборонительного рубежа. Строительство Сурского и Казанского оборонительных рубежей является значимой страницей в истории Чувашской Республики. Более 200000 жителей Чувашии, в основном женщины, дети, старики принимали участие в этом стратегическом для страны в годы Великой Отечественной войны строительстве. 2021 год объявлен в нашей республике Годом трудовой доблести строителей Сурского и Казанского рубежей.
Руководитель Чувашской Республики Олег Николаев призвал жителей Чувашии внести свой вклад в дело сохранения и увековечивания памяти о трудовом подвиге нашего народа. Важно каждое воспоминание участников строительства оборонительных рубежей, их близких и родных, письма, фотографии, личные вещи.
Кроме сбора информации по Сурскому оборонительному рубежу, команде поисковиков было интересно знакомство с самим городом, его историей, архитектурой и преобразованиями, которые происходят в нашем городе. Экскурсия по библиотеке, проведенная заведующей информационно-методическим отделом Л. Павловой, познакомила гостей с историей библиотеки, самого здания, являющегося объектом культурного наследия, с ресурсами, музейными экспозициями, артифактами и работой библиотеки по патриотическому воспитанию детей и молодежи Ядринского района. Коллектив библиотеки нашел большую поддержку в составе поискового отряда "Искра" по дальнейшему сбору информации и материалов, и надеется на дальнейшее плодотворное сотрудничество. Призываем вас делится собранной вами информацией и фактами в социальных сетях с хештегом #ВместеГордимся

11 августа "Из книги "Этнографическое описание города Ядрина" 1850 год" .

Работавший в 1850 гг. в уездном училище штатным смотрителем (заведующим учебной частью) Петр Андреевич Андреев по заданию Императорского русского географического общества составил "Этнографическое описание города Ядрина". Оно начинается с характеристики внешности горожан, у которых рост средний, волосы светлорусые или темнорусые, а глаза серые.
Описывая вид города, П.А. Андреев подчеркнул, что после пожара 1843 г. Ядрин выглядит более благоустроенным. Новые дома расположены "по утвержденным планам и фасадам". Они были стандартны: "Дома эти все одноэтажные и большей частью как наружным, так и своим внутренним расположением довольно однообразны: каждый из них имеет три окна на улицу и состоит из одной обширной комнаты, разгороженной вдоль на две неравные половины, из коих правая, большая, называется избою, а левая, где обыкновенно стряпают, называется чуланом". Иные дома имели две избы: переднюю (для отдачи на постой) и заднюю (здесь жили хозяева). Или в доме имели одну чистую комнату для приема постояльца.
Интерьер дома описан таким образом: "При входе в избу, который обыкновенно против уличных окон, влево у самой стены стоит обыкновенная русская печь челом к улице. От печи до передней стены делается перегородка, отделяющая чулан от избы. Над головами вошедшего расположены полати. А вправо от него к углу и задней стене приделывается широкая лавка, называемая кутник, которая служит вместо кровати. В правом переднем углу ставятся образа, перед ними стол, перед столом же, начиная от самого переднего угла и кругом по всей избе около стен стоят лавки. У самого же чела печки к левой боковой стене чулана приделывается шкаф для разной посуды. На полу же перед печкой и перед шкафом прорубается "творило", или вход в подполье, куда ставятся разные съестные продукты".
Дом горожанина имел сени, а вход туда прорубался с боку. За сенями ставили клеть (холодный амбар) или такая же изба, только с печью вправо от входа. Во дворе находились сараи для скотины, крытые помещения для инвентаря (телеги, саней и прочих), в огороде - черная баня или землянка с печью.
По одежде горожане мужчины со своими кафтанами, шубами, тулупами, шапками, сапогами ("часто вместо сапог - онучи или лапти") не отличались от сельских крестьян. Лишь молодежь немного форсила: "В праздники у молодежи накидывается на плечи "чуйка", которая шьется из сукна вроде шинели, только без капюшона". В одеянии ядринские женщины, особенно девушки, отличались большей изысканностью, чем мужчины: "Платья шьют из лучшего ситцу, кисеи, а многие даже из шелковой или шерстяной материи; на голове тщательно повязывается шелковая цветная (если женщина уже пожилая, то темного цвета) косыночка; на ногах - нитяные чулки и башмаки (зимою - шерстяные носки и ботинки); в ушах - серьги с подвесками, на руках - серебряные кольца и перстни. На шее цветная шерстяная или шелковая шаль, или большой платок. Поверх платья летом надевают шерстяной, иногда шелковой материи пальто, а зимою - длинную шубу. Некоторые носят даже мантоны и салопы… Девицы плетут одну только косу и отпускают ее на спину, а женщины плетут две косы и обвязывают их вокруг головы". Что скажешь - модницы существовали во все времена! Женская красота всегда ценилась! Мужской туалет не отличался ничем: "Волосы стригут в кружало и носят бороду",- писал П.А. Андреев.
Все перечислил автор: что ели ядринцы в постные, скромные и праздничные дни. Им приписывает такую пословицу: "Свинья - скотина скверна, но на столе - то она перва". Любимым блюдом у горожан были пельмени (ядринцы их называли по-своему "пермени"), изготовленные в отсутствие мяса из поджаренной на постном масле с репчатым луком свежей или кислой капусты, а зимой обязательно из свинины. В заключение праздничного обеда подавался так называемый нежинна из бисквитного теста (или "битый"), запеченная в плошке в печи.
В быту горожан на важном месте стояли обряды свадебные. Они всегда были красочными, оживленными, но особенно в тех случаях, когда деревенские парни женились на городских девушках. Предусматривалось сватовство, смотрение невесты, рукобитие (согласие родителей обоих сторон породниться), девичник (прощание невесты с подружками). "Если жених городской, то смотрения не бывает", - замечал автор. В таких случаях подготовительный к свадьбе этап проходил проще, так как городская молодежь (жених и невеста) были знакомы с детства.
Автор так обрисовывал некоторые детали свадебного обряда: "Утром в день свадьбы дружка привозит невесте от жениха башмаки, духи и помаду; часа за два или три перед венчанием все поезжане (т.е. участники свадебного "поезда") выезжают от жениха и ездят по всему городу, потом берут с собой жениха и отвозят его в церковь, а после уже едут за невестой и отвозят ее вместе с ее свахами туда же… На другой день свадьбы все пирующие тут, мужчины и женщины, переряжаются как можно отвратительнее и смешнее и, взяв с собой медные тазы, заслонки, помело (т.е. метлу), веник и т.п., отправляются все вместе - чаще на лошади, а иногда пешком - и с бряком, криком, свистом и пляской ездят целый день по городу, заезжая беспрестанно то к молодым, то к отцу и матери молодой". Одним словом, по праву старые ядринцы любили веселиться.
По свидетельству П.А. Андреева, в середине XIX в. горожане очень верили приметам, которых было порядочное множество. Вот некоторые из них: "Курица пропоет петухом - не к добру; если она спела в избе, то берут ее в руки и, начиная от переднего угла, кувыркают ее по полу избы до порога двери и смотрят: если она (курица), встав на ноги, пойдет к двери, то, значит, спела к покойнику; а если ногами (зашагает) в избу, то к нечаянному гостю". Еще примета "Если горячие угли вылетают из печки во время топки, то гости будут незваные". Вскоре после свадьбы в семье молодых никому не давали дрожжей, опасаясь быть бедными в жизни. В девичник приносили пирог от жениха невесте, однако она сама его не ела из боязни, что их будущие дети заболеют золотухой. Чтобы молодые не ссорились, в день свадьбы ни у жениха, ни у невесты не подметали полы избы. Невеста под венец брала с собою кусок мыла: умывалась им после венца, боясь сглазу. На венце жених и невеста при исполнении хора "Положил еси на главах их венцы" старались наступить один другому на ногу. Верили, кто в этом упредит, тот в жизни будет иметь большой вес (власть в семье). Приходя в дом жениха по венчании, молодая старалась первою переступить через порог, обязательно приговаривая: "Не медведя в дом ведут, а полную хозяйку", потому что было поверье, что если она успеет все это свершить, то в доме будут не только любить ее, но и ей повиноваться. Для согласья в жизни новобрачные должны были съесть пшеничную лепешку, печеную на одном яйце, и разом взглянуть на поданное свахой зеркало. И другое поверье: придя домой с похорон, жена, дочери или сестры умершего подходили прями к печке и, открыв заслонку, смотрели во внутрь, якобы для того, чтобы не бояться покойника. Ряд поверий был связан с мышью: изгрызет она платье или белье - к смерти или к несчастью владелицы; прогрызет верхнюю корку каравая - будет высокая цена на хлеб, нижнюю корку - уже низкая цена, середину каравая - средняя цена; хлеб, объеденный мышами, умиротворит зубную боль. По понедельникам, считая его несчастливым днем, ядринцы из города не выезжали и никаких новых дел не начинали.
Автор сочинения упомянул две песни, якобы наиболее любимые горожанами: "Улица узкая, хоровод велик, разодвиньтесь, красны девушки" (Суть: молодица разыгралась, но что будут говорить по этому поводу свекор и батюшка родной?) и "Как под яблонью под кудрявою и да бьет жену муж угрюмую, не веселую, не басенную; как жена мужу не возмолится" (Потому что свекор велит бить еще пуще).
Чтобы в избах и хлевах не проказничали чужие домовые, держали растение местного названия "Остро-пестро". Оно не объяснимо.
Оказывается, старые ядринцы имели своеобразную местную лексику (выражения, понятия): вместо "действительно" говорили "впрямь", слово "замерна" обозначало первый осенний мороз, "зобня" - плетеную большую корзину, "каровать" - у кого-то долго пировать, "развеха" - бестолкового человека или разиню, "рассомаха" - неряху, "халитка" - жалкого простачка, "рюмить" - плакать, "жабер, жабра" - соседа (соседку), "катушка" - картошку, "инда" - так что и др. Обращало на себя обороты речи ядринцев; "как у ней шальта красна", "како время-то ненастно", "у меня сапоги-та новы", "добрава", "зеленава", "смирнава", "што" (что), "пымать" (поймать), "мытца" (мыться), "делаш", "знаш", "мово", "твово", "свово", "мому", "твому", "свому", "почта" (зачем), "перьва" (сперва) и т.д.
Что весьма интересно - это влияние окружающей чувашской среды на горожан. Трудно объяснить его причину: то ли общения с местными крестьянами были очень тесные, то ли жители прежней деревни Ядрино оставили некоторой наследство, то ли среди служилых людей - в основном стрельцов - была значительна прослойка чувашей. Вот несколько слов (терминов), принятых горожанами из чувашского языка: "канчала" (пряслица), "чиряс" (небольшая кадочка), "семик" (летний или престольный праздник), "кутник" (широкая лавка у печки), "трешник" (копейка серебром; по-чувашски - "вище пус"), семишник" (две копейки серебром; по-чувашски - "сиче пус), "апайка" (женщина-чувашка; по-чувашски - "мать") и др.
Ядринцы полностью переняли чувашский обряд "Хер аки" (Девичью пашню), который известный чувашский языковед, доктор филологических наук В.Г. Егоров охарактеризовал следующим образом : "Хер аки" (букв. "девичья пашня") - так называли в старое время обряд опахивания селений якобы с целью предупреждения их от повальных болезней скота и эпидемических заболеваний людей. Обряд этот состоял в том, что взрослые девушки деревни впрягались в деревянный плуг или соху и с распущенными косами, беспоясые, с непокрытой головой в таинственной тишине ночи проводили борозду вокруг своей деревни, захватывая и принадлежащие ей поля радиусом 1,5 - 2 километра. В это время по дороге никого не пропускали - ни из деревни, ни в деревню… Обряд "Хер аки" первоначально, по-видимому, не был приурочен к борьбе с эпидемиями и эпизоотиями…, а имел другое назначение. В нем можно видеть скорее имитацию древнейшего социального уклада жизни - матриархата, когда занятие земледелием было исключительно обязанностью женщин, и такой социальный уклад, по мнению народа, якобы вполне одобрялся богами и признавался ими нормальным явлением. И вот народ каждый раз после ряда неурожайных годов, чтобы заслужить себе милость богов, вернуть земле плодородие и предохранить посевы от засухи и градобития, символически возвращался к первобытному, угодному богам правопорядку - к обработке земли женщиной. Обычай "Хер аки" вывелся среди чувашей на моей памяти - в начале 80-х годов прошлого (XIX) столетия" (В.Г. Егоров. Этимологический словарь чувашского языка. Чебоксары, 1964. Стр. 298-299).
Конечно, ядринцы переняли указанный обряд в довольно переиначенном виде. П.А. Андреев со слов свидетелей, наблюдавших проведение обряда в 1831 и 1853 гг., описывал его в следующем виде: "При появлении в соседних местах холеры собираются несколько девиц в один дом и оттуда тайком ночью в белых, а если нет, то в чистых ситцевых платьях, растрепав по плечам косы, отправляются опахивать город. Для чего одна из них берет горшок с горячими углями и, посыпая туда ладанку, идет впереди. За нею следует другая и сеет какие-нибудь семена. Потом сзади ее идет третья и, запряженная как лошадь в хомуте, тащит за собою соху, а остальные, придерживая соху, помогают ей пахать и по пути перепрягаются одна после другой. Таким образом обходят они кругом всего города, оставляя позади себя борозду".
Несмотря на беглость и сжатость содержания, "Этнографическое описание города Ядрина" является ценным историческим сочинением для характеристики нравов ядринских жильцов середины XIX. (по материалам Ядринского районного архива)

11 августа "Здоровый образ жизни - выбор молодых;

В Ядринской центральной библиотеке организована выставка книг "Здоровый образ жизни - выбор молодых.
День физкультурника 2020 в России выпадает на 8 августа. Дата каждый год меняется, так как этот праздник традиционно отмечают во вторую субботу последнего летнего месяца. Так постановил Указ "О праздничных и памятных днях", подписанный в 1980 году.
Сейчас День физкультурника - это все также массовый праздник, который проходит в большинстве российских городов. Спорт пропагандируется среди всех возрастов, благодаря различным мероприятиям. Это, например, "Всероссийские соревнования школьников", "Спартакиада пенсионеров России" и т.д. В этот день открывают новые постоянные и сезонные спортплощадки, проводят турниры по настольному теннису в парках, соревнования по мини-футболу, массовые тренировки с профессиональными спортсменами, семейные эстафеты, розыгрыши абонементов в фитнес-залы, соревнования по перетягиванию каната, армспорту, шахматам и многое другое. Каждый год более чем в 700 спортивных событиях в нашей стране участвует около 80 млн человек.
Поздравлять с этим праздником можно не только спортсменов, но и учителей физкультуры, тренеров, а также всех сторонников активного образа жизни.
Интересные факты о физкультуре
"Словосочетание "физическая культура" придумали в Англии во второй половине XIX века.
"Знаете, когда лучше всего заниматься физкультурой? Оказывается, большинство олимпийских рекордов были установлены днем после полудня. Ученые считают, что время с 16 до 19 часов - самое эффективное для тренировок.

3 августа "Ядрин. Вехи истории"

В XIV в. продвинулись к Суре с запад русские, а с востока - чуваши. Русские вытеснили коренное население - мордву (эрзя) с левобережья Суры, а чуваши, преобладая численно, ассимилировали последних. В 1372 г. нижегородский князь поставил город Курмыш на Суре и подарил своему Благовещенскому монастырю землю от речки Урги до Волги. "Это был район, богатый природными дарами и в те времена мало заселенный, - писал академик М.Н.Тихомиров. - Земли, годной для распашки, было много, но не она привлекала к себе русских князей, бояр и церковников, которых князья (нижегородские. -Авт.) наделяли обширными землями и всякого рода угодьями. Предметом их (русских феодалов. - Авт.) вожделений были рыбные ловли в проточных и непроточных озерах, впадающие в них речки, бобровые гоны и стрежень, то есть, основное русло реки Суры вплоть до Волги".
Освоение этого края русскими усилилось после основания города Васильсурска в 1523 г. и ускорилось после покорения Казанского ханства в 1552 г. Нижняя Сура, как и вся территория Чувашии, стала владением русского государства. Возникновение города Ядрина связано с намерением Русского государства управлять вновь присоединенными землями.
В свою очередь чуваши и марийцы, населявшие в основном правый берег Суры, стремились закрепиться и на мало населенном левом берегу и имели на той стороне ряд поселений. Одно из них выселок деревни Етерне (нынешнего Ядрино) стояло на том месте, где находится теперь Ядрин.
О происхождении названия существуют как русские, так и чувашские предания. Русскому человеку проще было объяснить, что название города произошло от слова "ядро". Якобы Иван Грозный, идя походом на Казань, отливал ядра на берегу Суры. Поверив в такую версию, 18 октября 1781 г. императрица Екатерина II утвердила представленный Сенатом доклад о гербах городов Казанского наместничества.
В частности, герб Ядрина получил такое описание: помимо сохранения основных элементов герба губернского города, "треугольного пирамидою сложенные пушечные чугунные ядра в красном поле, означающие собою имя сего города". На основе названного факта и соответствующей легенды прочно закрепилась такая версия о названии Ядрина: "На месте города лились ядра во время последнего похода Грозного на Казань, в память чего и на гербе города изображены треугольной пирамидой сложенные чугунные ядра в красном поле". Однако такая легенда не имеет исторического подтверждения, так как в 1552 г. войско Ивана IV переправилось через Суру совсем в другом месте, в районе Алатыря, и по местности, где расположен ныне Ядрин, совсем не проходило. Ни в одном историческом документе не упоминается о нахождении в Ядрине литейного заведения (артиллерийского склада). Тем самым символ старого герба был выдумкой чиновников.
Эта версия отвергнута была еще до революции. В 1916 г. в апрельском номере журнала "Русская старина" вышла работа Н.Сутырина "По родной земле (Предания и легенды глухих уездов)", где автор легенду о Ядрине позаимствовал из рукописи "Летопись Троицкой церкви". Как в рукописи, так и в публикации Сутырина говорится следующее: "Город Ядрин получил название не от литья в нем ядер пушечных, ибо тут негде брать материалу для этого, да и о литейном заводе не сохранилось ни следа, ни предания; а говорят, что в старину жили на месте сем черемисы, чуваши, а после них татары. Из черемис был богач Чебак. А из чуваш жил богач же Ядрый. От Чебака близ города Ядрина горка получила название Чебаковой, а город сам, де, название получил от Ядрыя. Болото, и теперь существующее в городе, называется Татарским от живших около него татар. Когда русские вытеснили инородцев за Суру, то Ядрый-чувашенин поселился уже в верстах двадцати пяти от города на большой дороге в Козьмодемьянск, и это место слывет доныне село Ядрино. А почему герб ядринский изображает кучкою ядер, не известно. Город же в старину писался Ядрын, а не Ядрин. Чебак поселился около Ядрыя за Сурою, там и теперь слывет это место деревнею Чебаковой". "Впрочем, истинно ли это определение, не ручаюсь", - дополнил от себя летописец.
В книге "Чувашские исторические предания" (часть вторая) доктор исторических наук В.Д.Димитриев упоминает другое предание. В старину царскую грамоту на право основания уездного города оспаривали трое чувашских старейшин: Тогачь, Сарплат и Азамат (основатели разных деревень) Грамота досталась Тогачу. Но ночью на его дом напал чуваш по имени Етерне из деревни Ядрино и овладел грамотой. Он и основал город Ядрин.
Между прочим, Етерне - не единственное название населенных пунктов в мире. В современной Турции, в европейской ее части, на северо-западе, вблизи границ с Грецией и Болгарией, есть город Эдирне. Основали его греки, до прихода в эти края турок он назывался Адрианополем, но затем турки - завоеватели изменили это название на свой лад. Город на Суре Етерне и турецкий Эдирне между собой никаких связей даже по филологической линии не имеют.
Етерне - чувашское литературное название нынешнего города Ядрин. На местном диалекте, бытующем в селе Ядрино и окрестных деревнях, город издревле именуется как "Ядрна". В том, что он назван именем язычника - чуваша, вернее, по названию прежнего селения, нет никакого сомнения. "Ядрин" - русская передача этого имени. Мог существовать основатель поселения по имени Ядрый. Бытование ранее ряда похожих языческих чувашских имен зафиксировал в прошлом веке В.К.Магницкий: в составленном им списке значится "Ядар", "Ядер", "Ядияр". В Ядринском уезде еще в начале нынешнего века в простонародье существовали имена "Ядерин", "Ядарин" (как родовое отличие и как искаженное русское слово). Поэтому В.А. Прохорова в статье "Почему город - Ядрин", отклоняя версию о литье ядер, утверждает, что в "возможности бытования имени, от которого мог образоваться топоним Ядрин, можно не сомневаться". При этом она приводит вариации возможного видоизменения и закрепления названия города: Ядрна - Ядрн - Ядрын - Ядрин. Происхождение названия Ядрина от Чувашского слова подтверждается исторически, документально. Задолго до основания города существовала Ядринская волость, входившая в состав Чебоксарского уезда. (По материалам исторического очерка А.В. Изоркина "Ядрин" (2003))
Об истории города Ядрин более подробно можно познакомиться на следующих сайтах:
- Архивные документы по истории города Ядрин http://yadrin.cap.ru/deyateljnostj/activity/rajonnij-..
- Город Ядрин http://komanda-k.ru/Россия/город-ядрин
- Город Ядрин: история и современность. http://yadrinliber.narod.ru/istoriy.html
- Ядрин https://ru.wikipedia.org/wiki/Ядрин

3 августа "Подведены итоги сетевой межрегиональной акции "Будем знакомы"."

"Значение дружбы, как таковой, сложно переоценить.
А если у вас есть друзья разных национальностей - значит, вы являетесь счастливым человеком".
Ядринская центральная библиотека МБУ "Централизованная библиотечная система" Ядринского района Чувашской Республики в период с 16 по 26 июля провела сетевую межрегиональную акцию #Будемзнакомы.
Для участия в акции требовалось опубликовать на своей странице в ВКонтакте пост о крае: городе, селе, поселке и пр.; традициях и обрядах края, рецепты национальной кухни и историю национальных костюмов, стихотворения местных авторов о крае, рассказы о творческих коллективах и интересных мероприятиях, достопримечательностях края и пр. Обязательным условием акции стало размещение фотографий красивых мест родной земли.
В акции "Будем знакомы" приняли участие 122 человека. Это воспитанники и воспитатели детских садов и Домов детского творчества, учащиеся школ, культработники, 91 библиотека.
Вместе с участниками мы побывали в разных уголках России и ближнего зарубежья: Республике Башкортостан, Удмуртской Республике, Республике Беларусь, Ханты-мансийском автономном округе - Югра, Республике Крым, Марий Эл, Республике Мордовия, Алтайском, Пермском и Красноярском крае, ДНР г. Макеевка, Чувашской Республике, Республике Коми. Увидели красоты и достопримечательности многих городов и областей: Курской, Пензенской, Саратовской, Свердловской, Брянской, Новгородской, Нижегородской, Омской, Волгоградской, Архангельской, Челябинской, Тульской, Ростовской, Липецкой, Иркутской, Кировской, Курганской, Рязанской, Белгородской, Вологодской, Владимирской, Воронежской, Московской, Калужской, Оренбургской областей, городов Курск, Калуга, Киров, Липецк, Пенза.
Акция вызвала интерес среди подписчиков и друзей библиотеки. Так, 100-й участник акции - Владимир Полянский отметил, что "Благодаря акции узнал о многих замечательных уголках нашей страны".
Настя Иванова из МБУК "Библиотека семейного чтения" Иркутской области, Усольского района, р.п. Белореченский со словами благодарности выразила желание, еще участвовать в подобных акциях. "Замечательно, интересно и познавательно! С Большим удовольствием будем еще участвовать!".
Ядринская центральная библиотека выразила огромную благодарность участникам акции. Всем были высланы сертификаты в электронном виде.
Отметим, что это уже 5-я сетевая акция, объявленная Ядринской центральной библиотекой в текущем году. Благодаря расширению онлайн-пространства, друзьями библиотеки стали 983 участника сети ВКонтакте, присоединились 16 подписчиков.

Возврат на главную